«Лучше всего работать на упреждение»: юрист Александр Ездаков о специфике сопровождения иностранных граждан с ВИЧ-положительным статусом

Сколько лет в России длится эпидемия ВИЧ, столько лет юристы отстаивают право отдельных пациентов на лечение и обследования. Проблемы меняются, возникают новые, какие-то решаются окончательно. Но что остается неизменным – это тема неграждан РФ с ВИЧ. 

«В отношении мигрантов с ВИЧ Роспотребнадзор сразу выносит решение о нежелательности их проживания в РФ, — говорит Александр Ездаков, юрист проекта КАСКАД и Форума ЛЖВ. — За исключением тех, у кого в РФ есть родственники. Но если раньше чиновникам действительно хватало того факта, что у человека на территории России проживает муж, жена, дети или родители, то теперь Роспотребнадзор выдвинул новое требование».

«Подобные кейсы возникают постоянно, — говорит юрист. — Причем люди выигрывают суды первой инстанции, но Роспотребнадзор обязательно подает апелляции. И вот если раньше было достаточно наличия родственников-граждан РФ, то сейчас чиновники хотят, чтобы мигранты соблюдали санитарно-эпидемиологическое законодательство в противодействии ВИЧ: принимали АРВТ и контролировали вирусную нагрузку путем сдачи тестов. 

Вот, читаем в одной из апелляций Роспотребнадзора: 

Административным истцом на момент рассмотрения дела по существу не было предъявлено данных о прохождении антивирусной терапии, положительной динамике, о снижении вирусной нагрузки, что свидетельствует о нарушении требований, которые установлены законодательство РФ в отношении ВИЧ-инфицированных…

Требование разумное. Но мы-то знаем российское законодательство. АРВТ — только для граждан РФ, диспансерное наблюдение — тоже. Даже легально пребывающие в России иностранцы не могут прийти в Центр-СПИД, чтобы встать на учет. Однако же вот так теперь выглядит позиция Роспотребнадзора».

В начале года у Александра на руках было четыре таких кейса.

К. имеет паспорт Молдовы, с 1996 года проживает в России. В 2018 году она вышла замуж за россиянина, но, пока готовила документы на получение гражданства РФ, ее муж внезапно скончался. А затем в процессе подготовки документов К. прошла медицинское обследование, где у нее был выявлен ВИЧ. Как К. сказала на суде: «Только после смерти мужа выяснилось, что я жила с ВИЧ-позитивным человеком, который не сообщил мне о своем диагнозе».

В начале 2023 Роспотребнадзор принял решение о нежелательности ее пребывания в РФ. Сейчас К. проживает в Москве, вместе с ней живут ее несовершеннолетние дети. В Молдове у женщины нет ни родни, ни жилья.  

М. — гражданин Украины. В Москву он переехал в 2020 году, где проживала его мама, гражданка РФ. ВИЧ у него выявился сразу же при подаче документов на оформление трудового патента. «На руки никаких документов я не получал, — говорит М., — о наличии ВИЧ–инфекции мне было объявлено устно, правовые последствия выявления ВИЧ–инфекции не разъяснялись». 

Примерно в то же время границы закрылись из-за эпидемии коронавируса, и М. остался в Москве. Через год М. женился на гражданке РФ и уехал к ней в Пермь. Тем не менее, при попытке получить гражданство он также получил решение о нежелательности пребывания.

Получил такое решение и другой гражданин Украины — С., который находится в России с 2014 года. Однажды его уже помещали в Центр временного содержания иностранных граждан, но судья тамбовского суда вынесла решение о его освобождении из ЦВСИГ. С. женат на гражданке РФ.

А вот гражданка Казахстана И. уже судится с Роспотребнадзором из Павлодара (Казахстан). Она выехала туда по делам, а вот вернуться в Петербург, где проживает ее муж, ей не дали. Причем в сентябре 2024 года суд первой инстанции уже отменил решение о нежелательности ее пребывания в РФ. Однако Роспотребнадзор подал апелляцию, и в апреле слушания продлятся. Присутствовать на них И. сможет только онлайн. 

Эти на первый взгляд очень разные случаи объединяет общее требование Роспотребнадзора о необходимости прохождения лечения и регулярной сдаче тестов. Но что можно сделать в такой ситуации?

«Что хорошо, — объясняет Ездаков, — все четверо пациентов имеют возможность обратиться в НКО, входящие в консорциумы КАСКАДА. А там человеку могут помочь сдать тест на вирусную нагрузку, проконсультируют, где можно получить консультацию инфекциониста и как начать лечение. 

Так что доказать, что человек лечится, можно. Вот чек, что я приобретаю за свой счет препараты, вот — справка от врача с показателями вирусной нагрузки. Но, к сожалению, даже эти документы могут не удовлетворить Роспотребнадзор. 

Например, М. — он сдавал тесты по месту жительства жены, в Перми. И у него несколько раз подряд тесты показывали “менее 250” копий. Роспотребнадзор говорит: нет положительной динамики, значит, не доказана эффективность лечения. Но на тот момент в Перми не было других тестов! 

И когда использовали другую тест-систему, она сразу показала “менее 50”. Но самому человеку очень трудно с этим разбираться и добиваться правды. Так что возможность обратиться в НКО консорциума дает большое преимущество во время судебной тяжбы с Роспотребнадзором».

Уникальность всех этих случаев в том, что их можно сопровождать удалённо. Юрист получает от клиентов все необходимые копии документов, консультирует параюристов проекта в том, что необходимо сделать, и составляет исковое заявление, с которым клиенты уже идут в суд.

«Кроме того, мы с коллегами из московского консорциума работаем на упреждение, — рассказывает Александр Ездаков. — Клиентам, которые знают о своём статусе, но ещё не прошли медкомиссию в миграционном центре, мы составляем обращение в Роспотребнадзор о наличии у них супруга/супруги, детей, родителей-граждан России, а  также о том, что клиент принимает АРВТ и контролирует вирусную нагрузку с прикреплением необходимых документов. Эти клиенты получают ответ из ведомства, что информация принята к сведению. И в отношении их решение о нежелательности проживания уже не выносится».

Работать на упреждение в ближайшее время, скорее всего, придется чаще: на прошлой неделе вышел Указ Президента РФ «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства». Там сказано, что «граждане Украины, не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в РФ, обязаны самостоятельно выехать из РФ или до 10 сентября 2025 года урегулировать свое правовое положение».

«В этом Указе речь идет не об обязательном выдворении граждан Украины, — комментирует юрист, — а о необходимости их легализации. И если говорить о людях с ВИЧ, то их легализация как раз зависит от наличия родственников и доказанной успешности лечения. И значит, работа юристов КАСКАДа становится еще более важной».

Вы старше 18 лет? Информация на данном сайте предназначена для людей, которым исполнилось 18 лет. Пожалуйста, подтвердите, что вам 18 лет или больше.