Изначально в «КАСКАДе» было три консорциума, но за счет экономии средств получилось сформировать четвертый — в Ростове-на-Дону. Каково это — попасть в проект, когда все остальные уже отработали полтора года, рассказывают руководитель РРОО «Ковчег-АнтиСПИД» Вячеслав Цуник и координатор по работе с Консорциумами «КАСКАДа» Дарья Антонова.
«В нашем городе в теме профилактики ВИЧ работает четыре организации, — говорит Вячеслав Цуник, — но три из них параллельно занимаются другими вещами. Одна — лечением наркозависимости. Вторая — профилактикой среди молодежи и студентов. И ещё “Молодые медики Дона” иногда выигрывают гранты. Так что мы единственные, кто работает только в поле первичной, вторичной и третичной профилактики ВИЧ и социально значимых заболеваний с 2005 года. А начинали мы вчетвером, когда у нас не было денег даже на проезд».
«Ковчег» работает с наркозависимыми людьми, у которых есть ВИЧ и, как правило, гепатит или туберкулез. Сейчас в штате уже больше 20 сотрудников, и в основном, это представители ключевых групп.
«Штат у нас специфический, зато мы достигаем эффективности во всех целевых группах!»
вячеслав цуник
Со своего первого проекта «Ковчег» приобрел автомобиль «Баргузин» для мобильного пункта профилактики, а потом докупил еще несколько машин. Впоследствии тот первый «Баргузин» передали дагестанской НКО, у которой не было своего транспорта.
«Ситуация с наркотиками меняется, и полевая работа у нас тоже изменилась, — рассказывает Вячеслав. — Когда у обыкновенного небогатого потребителя, который может употреблять всё, что достанет, вообще нет денег, то куда он идет?
У нас в Ростове он идет в “наливайку”: это такие кафешки, где продают алкоголь в разлив по 50–100 г. И в этих “наливайках” топчется огромное количество наркопотребителей, которые сейчас на мели. Наши аутрич-работники знают все эти “поляны”, приезжают туда, тестируют, иногда приезжают с мотивационными пакетами — там тушенка, презервативы. Работаем и в реабилитационных центрах.
А еще есть люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, которых мы с Фондом Анастасии Узорешительницы в холодное время года кормим в Ростове и Новочеркасске. Там в очереди — половина ЛУНов, и наши аутрич-работники сразу их вычисляют, знакомятся с ними, консультируют, а люди потом приходят к нам в офис за какими-то еще коврижками и бонусами. Так они попадают в программу, тестируются, и если у них обнаруживают ВИЧ, то мы их доводим до лечения».
Изначально финансирование в проекте «КАСКАД» было заложено на три региона. Четвертый регион вошел в блок PAAR. Там были собраны направления, по которым можно было бы начать работать, если получится сэкономить — например, работа с конфессиями, ментальное здоровье.
И когда из «КАСКАДа» по техническим причинам выпал один компонент, средства были направлены на финансирование четвертого консорциума. Им и стал Ростов-на-Дону: «Ковчег» принимал участие в конкурсе заявок на финансирование консорциумов и был следующим в очереди.
«Наши специалисты — очень сильная команда, — отмечает Вячеслав Цуник. — Первое исследование по вопросам экспресс-тестирования мы провели еще в 2010 году, и мы, наверное, первые в России начали работать с экспресс-тестами. И хотя мы вошли в “КАСКАД” только со второй половины проекта, мы быстро оформили консорциум.
Наша организация — пациентская, и она всегда состояла из представителей ключевых групп: одни занимаются осужденными, другие — СР и так далее. И когда стартовал “КАСКАД”, у нас уже работали инициативные группы практически по всем КГ. Кто-то как сотрудник, кто-то волонтёром».
Координатор по работе с Консорциумами «КАСКАДа» Дарья Антонова говорит, что проект дал сильнейший импульс для усиления профилактической работы как в «Ковчеге», так и в городе:
Финансирование проекта «КАСКАД» вывело работу консорциума на новый уровень: оно дало возможность привлечь новых сотрудников, обучить их, реорганизовать работу в низкопороговом пункте при Центре СПИД. Плюс за счет проекта появилась система мониторинга и оценки: ранее у «Ковчега» так же, как и в других организациях, не было современной базы данных.
дарья антонова
Благодаря проекту в консорциуме появилось социально-правовое сопровождение, начала выстраиваться работа с людьми с полоролевой некомфорностью. Сначала долго не получалось выйти на эту ключевую группу, но Форум ПН помог им разработать точки входа. И в целом благодаря работе с Форумами в консорциуме появились гендерно-чувствительные подходы к профилактике.
«Очень важная вещь — взаимное обучение, — добавляет Дарья Антонова, — так как в консорциум объединились инициативные группы, которые работают с разными ключевыми группами.
Они узнают друг у друга об особенностях работы, участвуют в планировании, у них постоянно проводятся собрания по разным направлениям, где специалисты обмениваются идеями. Это увеличивает уровень профессионализма команды, и в целом в результате постоянного обучения сотрудники консорциума лучше понимают, что такое “каскад услуг” на практике».
Все это, по мнению Дарьи, помогло позитивно повлиять на эпидемическую ситуацию в регионе:
«Мы видим, что, несмотря на то, что ростовский консорциум присоединился к проекту позже остальных, у него достаточно высокие показатели выполнения индикаторов по доведению до лечения людей с ВИЧ-инфекцией. Там проводится тестирование по всем ключевым группам, выполняются индикаторы по первичным случаям, “потеряшкам”, по сопровождению, очень высокая приверженность лечению. Так что консорциум даже при позднем старте может достигать своих целей».