«Основной целью проекта КАСКАД является налаживание сотрудничества с государством для улучшения доступа ключевых групп к лечению ВИЧ, – говорит активистка из Калининграда Ирина Теплинская. – И мы в сообществе решили понять – существуют ли правовые барьеры, препятствующие этому доступу для ЛУН, и если да, то какие? С этой целью мы начали сбор кейсов, которые потом проанализируем и используем результаты для предметного диалога с государством».
Как минимум 16 участников Форума ЛУН занимаются социально – правовым сопровождением, поэтому в кейсах недостатка нет. И в июне для их сбора по единому алгоритму была разработана и утверждена специальная гугл–форма, которая включила в
себя пять направлений:
– доступ к наркологической помощи в государственных медицинских учреждениях;
– «лечение вместо наказания»;
– работа с судебными штрафами;
– доступ к лечению ВИЧ и туберкулеза, включая МЛС;
– гендерное направление (нарушение прав наркозависимых женщин в доступе к каскаду
услуг по ВИЧ).
«На сегодняшний день почти половину кейсов составляют нарушения в доступе ЛУН к лечению ВИЧ и туберкулеза, включая МЛС, – говорит координатор проекта Руслан Ротарь, Тольятти. – На втором месте – доступ к наркологической помощи. «Лечение
вместо наказания», работа с судебными штрафами и гендерное направление совокупно составляют чуть меньше 15%. И мы уже видим, что основными причинами, по которым люди не могут получить те или иные услуги по каскаду лечения ВИЧ, являются:
стигматизация по признаку ЛУН, отсутствие регистрации и документов, аресты и уголовное преследование по ст. 228 часть 1».
«Хочу отметить, что мы собираем кейсы сразу в нескольких регионах, – комментирует Ирина Теплинская. – Так что, по итогу мы сможем показать системность определенных нарушений. И мы сможем продемонстрировать, каким образом, допустим, отсутствие наркологической помощи влияет на доступ ЛУН к услугам при лечении ВИЧ. Ведь, если человек не может получить наркологическую помощь, он не будет привержен к АРВТ, он будет срываться. И если мы сможем показать системность нарушений в отношении ЛУН в разных регионах, то тогда мы сможем говорить с государством и о каких-то системных изменениях. К примеру, как изменить законодательство, чтобы и без регистрации человек мог получать АРВТ. Или как без очереди госпитализировать человека в наркологию, если у него очень плохие показатели по ВИЧ.
У нас есть много хороших законов, но они не применяются. Тот же самый закон «лечение вместо наказания» – он существует с 2013 года, но в судебной практике его почти не применяют. А это тоже влияет на приверженность к лечению ВИЧ. И мы хотим показать это с примерами на руках. Но о системных нарушениях и искоренении их причин мы можем говорить только с государством. Так что, всё, что мы делаем, это – для последующего диалога с властями».