Мы продолжаем делиться опытом участников Форума ЛУН и их команд, которые в рамках программы малых грантов проекта КАСКАД реализуют инициативу «Улучшение взаимодействия и совместной работы с сотрудниками служб исполнения наказания и ведомств социального обслуживания в отношении пробации людей, употребляющих наркотики, с учетом их медицинских потребностей в связи с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями».
Алексей Тананин — руководитель благотворительного фонда «Источник надежды», участник Форума ЛУН, представляющий проект Форума в Челябинске и области. За плечами его организации — плотная и многопрофильная работа: от психологической поддержки осужденных за решеткой до сопровождения при выходе на свободу. Фонд охватывает более 20 учреждений ГУФСИН Челябинской области: от колоний и исправительных центров до СИЗО и даже ИВС.
«На сегодняшний день у нас с ГУФСИН России и с уголовно-исполнительными инспекциями по Челябинской области подписано соглашение о взаимодействии в рамках закона о пробации. Работаем достаточно плотно, интенсивно, отрабатываем все запросы, с которыми они к нам обращаются», — констатирует Алексей.
Что такое пробация?
Пробация – комплекс мер по ресоциализации, социальной адаптации, социальной реабилитации, защите прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание и уже освободившихся из мест лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Важной частью этой работы, по его словам, стал налаженный официальный документооборот: «Это нужно, чтобы сотрудники могли удобно вносить подтвержденные данные в карточки и отчетность, а мы — презентовать в Минсоц и ГУФСИН ту работу, которую мы ведем в рамках закона о пробации, и количество обращений уголовно-исполнительных инспекций».
По словам Алексея, в исправительных учреждениях ключевую роль играет личный контакт.
«Мы приезжаем, рассказываем о том, в чем можем помочь, делимся историями с позитивным исходом. Это формирует кредит доверия. И тогда люди сами приходят с запросами. Мы оказываем психологическую помощь, поддержку равных консультантов, медико-социальное сопровождение, иногда юридическую помощь. При этом стараемся не дублировать работу государственных служб, а взаимодополнять друг друга».

Команда фонда работает также в рамках общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Челябинской области — в нее входят целых шесть сотрудников фонда. Мероприятия в закрытых учреждениях разделены по трем основным группам:
- Осужденные с ВИЧ-положительным статусом — разговоры о приверженности лечению
- Осужденные с зависимостью — профилактика и мотивация к устойчивому отказу от ПАВ и, при необходимости, к реабилитации
- Те, кто готовится к освобождению — помощь в планировании жизни на свободе
Встречи ведут психологи фонда, равные консультанты и привлеченные специалисты.
Работа фонда не ограничивается проведением групп: это прежде всего конкретная помощь. Только в рамках пробации фонд ежемесячно сопровождает более десяти человек — помогает восстановить документы, оформить ОМС, зарегистрироваться на «Госуслугах», получить консультации психолога и юриста. Более ста человек ежемесячно проходят экспресс-тестирование на ВИЧ и гепатит С, получая медико-социальные услуги при выявлении положительного анализа.

Однако преграды имеются: дискриминация и психологическая нестабильность клиентов. «В основном, это дискриминация в отношении того, что они осуждены. Ну и сами они очень чувствительны… Заходя в социальные и медицинские учреждения, они видят, что к ним относятся пренебрежительно, и сразу закрываются», — рассказывает Алексей. Преодоление этой настороженности требует терпения и систематической работы — как внутри учреждений, так и в структурах здравоохранения.
Отношение со стороны сотрудников ГУФСИН в основном положительное. «Процентов 80–90 начальников и сотрудников колоний заинтересованы в том, чтобы осужденным помогли адаптироваться и не вернуться в преступную среду. Есть небольшая часть, кому безразлично, но таких немного», — говорит Алексей.

Для Алексея важнейшим инструментом в пенитенциарной среде по-прежнему остается доверие. «Все наши мероприятия архиважны, чтобы выстроить определенную доверительную атмосферу между осужденным и человеком из НКО, который будет ожидать его после освобождения. Все-таки осужденные — люди недоверчивые, поскольку в их сознании так: ”Государство обмануло, семья обманула, все обманывают. Доверять некому”», — отмечает он.
Руководитель фонда приводит кейс, который ярко иллюстрирует практический эффект работы: «Молодой человек, 30 лет. В СИЗО у него выявили ВИЧ. Он был в отчаянии, боялся, что жена и ребенок, узнав, отвернутся. Говорил о самоубийстве… Мы встречались 4 раза, объясняли, что полноценная жизнь с ВИЧ — это возможно. Дали много информации, и сейчас он на сопровождении — психолога подключили». Такие истории — не исключение, а важная часть повседневной работы организации.
Проект КАСКАД, по словам Алексея Тананина, дает уникальную возможность собрать и проанализировать опыт НКО: «Для нас важно, чтобы в центре внимания были сами осужденные. Данный проект — это возможность аккумулировать опыт и системно оценить, насколько организации удовлетворяют запросы наших клиентов».
Стоит напомнить, что в июне 2025 года Форум ЛУН завершил мониторинг «Пробация в РФ: институциональные и структурные особенности внедрения», в рамках которого уже были совершены первые выводы о работе системы УИС.
Резюмируя челябинский опыт работы в комплексе пробации, мы видим, что эта методика дает реальные шансы тем, кто готов принять помощь, подготовиться к освобождению и не вернуться на путь, с которого удалось сойти.