Участники инициативной группы «Сопричастность» завершили модернизацию алгоритма по медико-социальному сопровождению людей, живущих с ВИЧ и употребляющих инъекционные наркотики. Необходимость в модернизации была обусловлена тем, что медико-социальное сопровождение человека, употребляющего наркотики, у которого случайно была выявлена ВИЧ-инфекция, значительно отличается от сопровождения наркопотребителя с отрицательным ВИЧ-статусом. Отличие это обусловлено тем, что кроме решения общих проблем, его необходимо вовлечь в каскад лечения ВИЧ. Теперь, благодаря проделанной работе, процесс сопровождения для социальных работников, т.н. «кейс-менеджеров», стал понятнее и удобнее в реализации. Данный алгоритм может послужить помощником и для медицинских работников госучреждений.
«Нам удалось полностью достигнуть цель по проекту и выполнить все его индикаторы. Алгоритм сопровождения людей с двойными-тройными диагнозами был обширно описан в документе: удалось понять, как в таком в случае оказывается наркологическая помощь и как оказывается помощь при выявлении ВИЧ в стационарах больниц общего профиля», – говорит Анастасия Шевчук.
Основная специфика сопровождения людей с двойным диагнозом заключается в том, что кроме решения основных проблем человека, связанных с употреблением, его необходимо вовлечь в каскад лечения ВИЧ и, в конечном итоге, замотивировать на приверженность к АРВТ. Перед тем, как начать подготовку к лечению, при наличии абстиненции клиенту по желанию может быть оказано содействие в получении наркологической помощи – детоксикации и/или реабилитации. Далее необходимо подтвердить диагноз ВИЧ, встать на учет в Центр СПИД и пройти массу дополнительных специалистов и обследований, сдать анализы, – этому может препятствовать множество барьеров, связанных с длительным ожиданием записей, очередей, – чаще всего такие действия трудны и непривычны для ЛУН, а в связи с уязвимостью к нарушению их прав, многие и вовсе боятся обращаться за помощью. Ситуацию может омрачить обнаруженный третий диагноз – туберкулез, онкология и др. – это повлечет дополнительное стационарное лечение. Если ВИЧ впервые был выявлен у ЛУН в стационаре противотуберкулезного диспансера, лечение может начать инфекционист ОПТД, а при первичном выявлении в стационарах больниц общего профиля пациенту проводится после-тестовое консультирование и предоставляется информация о том, как встать на учет в Центр СПИД после выписки.
Задача кейс-менеджера на всех этапах – это помощь клиенту в перемещении внутри госучреждения здравоохранения, обучение коммуникациям со врачами, информирование о необходимых документах. После того, как все препятствия на пути к получению АРВТ пройдены, а терапия подобрана врачом, социальному работнику необходимо убедиться, что клиент понял, как правильно ее принимать, а также объяснить, где и как ее получать. В том числе, этому процессу может содействовать и сам врач. Немаловажной частью является беседа с клиентом о важности терапии и ее влиянии на продолжительность и качество жизни с ВИЧ.
Сопровождение ЛУН, прервавшего прием АРВТ, происходит по точно такому же алгоритму, кроме того, что уже не требуется подтверждать диагноз и вставать на учет в Центр СПИД. Особое внимание в данном случае стоит уделить мотивации на приверженность к лечению.
28 января в Калининграде руководитель проекта «Модель сопровождения уязвимых клиентов: модернизируем и предлагаем государству», участница Форума ЛУН Анастасия Шевчук презентовала модернизированный алгоритм на круглом столе, проведенном при участии представителей государственных учреждений и некоммерческих организаций: Центра социальной адаптации, Адвокатского бюро, низкопорогового пункта наркодиспансера, врача-инфекциониста ФСИН, «Анонимных Наркоманов», АНО «ЮЛА», АНО «Становление», АНО «Рагнета», АНО «Сила людей». Среди участников прошла дискуссия о важности для ЛУН приверженности к лечению ВИЧ, доступа к равному консультированию и социально-правовой поддержке.
Интерес, который представители государственных структур Калининградской области проявляют к проделанной работе общественников, и их вовлеченность в процесс свидетельствуют о важности поднимаемых сообществом вопросов и оставляет надежду на то, что, объединив усилия, мы сможем обеспечить равный доступ к каскаду лечения ВИЧ для всех уязвимых групп.