Врачебная статистика говорит о том, что пациенты с туберкулезом чаще умирают на этапе амбулаторного лечения, когда человек вышел из стационара и начал принимать лекарства самостоятельно. Особенно это касается людей, употребляющих наркотики (ЛУН): либо они не могут регулярно приезжать за препаратами и прекращают лечение, либо принимают таблетки нерегулярно и неправильно.
– Это сводит на нет все лечение, – говорит Татьяна Кочеткова из Тольятти. – И мы прекрасно понимаем, что работать надо именно в этой точке. Нужно мотивировать людей на лечение после выписки, объяснять важность терапии и, по возможности, доставлять препараты человеку, если он не может доехать сам. Ведь, если мы в первую очередь думаем о людях, то нужно создать условия, чтобы помощь была для них достаточной и отвечала их запросам. Поэтому мы очень обрадовались, когда администрация противотуберкулезного диспансера Тольятти предложила нам объединить усилия…
Совместная работа предполагает перенаправление пациентов, употребляющих наркотики, после выписки из стационара на социальное сопровождение.
– Сначала юристы противотуберкулезного диспансера разработали нормативную базу, которая сделала наше взаимодействие законным, чтобы мы не нарушали права пациента и не разглашали информацию о его состоянии, – говорит Руслан Ротарь, Тольятти. – Прежде всего, это информированное согласие, в котором человек дает разрешение на предоставление данных о нем третьим лицам, а именно – нам. Это делается для того, чтобы, выписавшись из стационара, пациент пришел к нам и смог получить все услуги, которые мы предоставляем. И, что очень важно, чтобы мы имели право на получение и доставку ему терапии по аналогии с АРВТ…
– Мы решили прилагать усилия там, где можем, – говорит Татьяна Кочеткова. – То есть – доставка терапии, мотивация на продолжение лечения, консультации по тому, как правильно принимать лекарства, чтобы защитить себя и окружение, объяснение, почему нужно так, а не иначе. Потому что у клиентов очень много обид на туберкулезную службу. С одной стороны, люди не очень понимают, что перед медиками стоят серьёзные и сложные задачи сдерживать эпидемию туберкулёза. Но и врачи не принимают во внимание причины, почему люди могут настолько пренебрегать здоровьем…
В связи с этим, активисты предложили расширить сотрудничество и включили в проект выявление барьеров, которые мешают ЛУН получать качественную помощь при заболевании туберкулезом. В течение двух месяцев они собирали фокус-группы среди медиков и пациентов и выявляли барьеры, которые мешают одним оказывать помощь, а вторым – принимать ее. Впоследствии эти причины будет устранены путем обучающих тренингов и семинаров как для врачей, так и для ЛУН. –
Кроме того, чтобы улучшить качество лечения, должен быть низкопороговый доступ к помощи, – говорит Руслан Ротарь. – И мы сейчас находимся в процессе выстраивания такой модели, чтобы наших клиентов-ЛУН принимали вне очереди. Ведь замотивировать человека, употребляющего наркотики, на лечение туберкулеза не так просто, как хотелось бы. И в тот момент, когда он готов, желательно, чтобы не было очередей и каких-то дискриминирующих моментов…
Сейчас эта схема находится на стадии «ручного управления», задача – выстроить рабочую систему.
– Наш совместный проект предполагает детальную разработку, внедрение и обкатку мультипрофессиональной модели, – продолжает Руслан. – В нем, с одной стороны, медики из тубслужбы направляют к нам клиентов для получения «равной» помощи и мотивирования для дальнейшего лечения. А с другой – мы по «зеленому коридору» можем класть людей на лечение или привозить на обследование. И по сути, мы пока в самом начале этой обкатки, потому что первые два месяца ушли на то, чтобы разработать документы, которые позволяют предоставлять данные пациента. А мы занимались анкетированием по выявлению барьеров и работали с волонтерами, чтобы они рассказывали в сообществах, что теперь мы сможем помочь без особых проблем пройти какое-то обследование и лечь в больницу… –
Переоценить значимость проекта трудно, обе стороны нужны и важны друг другу, – резюмирует Татьяна Кочеткова. – Любой активист понимает, что без объединения усилий с государственными службами задачи, которые он перед собой поставил, не выполнить. И мы очень рады, что в рамках этого проекта у нас с тубслужбой полное взаимопонимание.