«Потерянных пациентов» больше, чем первичных: как Методические рекомендации фонда «Е.В.А.» помогут доводить до СПИД-центров больше людей с ВИЧ

С проблемой «потерянных пациентов» сталкиваются многие НКО, которые пытаются найти их самыми разными способами. В ряде регионов таких клиентов может быть до нескольких тысяч. Хорошая новость: теперь в России есть «Методические рекомендации по поиску и сопровождению людей, живущих с ВИЧ, потерянных из диспансерного наблюдения».

 

«Работа с потерянными пациентами – важная часть проекта КАСКАД, – говорит Дарья Антонова, координатор по работе с консорциумами. – Есть три группы ЛЖВ: Первичные – это люди, у которых выявили диагноз в проекте; «потерянные» – кто знает свой статус и не лечится; и третья группа – те, кого мы взяли на сопровождение, и теперь наша задача – сохранить их приверженность и оказать дополнительные услуги по лечению других заболеваний.

Тех, кто выявился в проекте, мы мотивируем встать на медико-социальное сопровождение. Основная масса – это люди в активном употреблении. И здесь очень большой блок – именно мотивационная работа, которая может идти годами. Далеко не все и сразу соглашаются встать на сопровождение.

Всех клиентов, которые приходят в низкопороговые пункты проекта и не знают свой ВИЧ-статус, мы тестируем. И выясняется, что какая-то часть их них ранее уже делала тест – в тюрьме, наркологической или туберкулезной больнице. Эти люди знают свой ВИЧ-статус, но так и не дошли до Центра-СПИД и не начали лечение.

Доведя человека до Центра-СПИД, мы уже точно выясняем: это первичный или потерянный пациент. В любом случае мы стараемся довести человека до приема терапии и начинаем работу по формированию приверженности. Сопровождение может длиться год, а для тех, кто в активном употреблении, и дольше.

Важность этой работы наглядно иллюстрируют цифры. По плану на 2022 год в проекте КАСКАД мы должны были взять на сопровождение 483 “потерянных” пациента из трех регионов, а взяли 621. То есть, мы сильно перевыполнили план по этой группе, потому что по факту «потеряшек», как их иногда называют, гораздо больше, чем «первичек». Почему и важно в дальнейшем скорректировать индикаторы. А из этих 621 на конец года были привержены лечению 424 человека. То есть, 68,27%. Основная масса – это люди в активном потреблении».

Таким образом, поиск «потерянных» пациентов может и должен идти активнее. И для этого «Е.В.А» подготовила «Методические рекомендации по поиску и сопровождению людей, живущих с ВИЧ, потерянных из диспансерного наблюдения».

«Это – методичка, основанная на опыте пяти регионов: Ивановской, Тюменской, Нижегородской, Ленинградской областей и Башкортостана, – рассказывает координатор проекта Екатерина Михайлова. – У всех НКО был разный опыт, разные точки входа клиентов в проект, разные взаимоотношения с Центром СПИД: у некоторых из них там  человек на ставке, у других  нет. Более того, кто-то до этого уже искал потерянных пациентов, а у кого-то опыт работы с ВИЧ-положительными людьми был минимальный, потому что в основном НКО занималась наркопотребителями.

Нашей задачей было изучить опыт, обобщить его и написать алгоритм поиска. И когда мы начали работу, то поняли, что некоторые регионы в принципе не обладали никакими знаниями. Вплоть до того, какую записку оставить клиенту на адресе, если вы его не застали. Ведь ее мог найти любой человек – родственник, сосед, и тут очень важно соблюсти анонимность и конфиденциальность. Люди по-прежнему себя стигматизируют, а в маленьких регионах боятся ходить в Центры СПИД, потому что это – не отдельное здание, а кабинет инфекционных заболеваний в поликлинике или при больнице. И люди выбирают вообще не лечиться, лишь бы их там никто не увидел».

Работа шла на протяжении года. И в результате был создан алгоритм того, как найти пациента, осуществить с ним первоначальный контакт и довести до Центра СПИД целью постановки на лечение. В методичке описаны лучшие практики поиска потерянных ЛЖВ, схема их сопровождения и особенности работы с ключевыми группами.

Мы проработали самые разные ситуации, – говорит Екатерина Михайлова. – Например, как вести себя с клиентами, которые вообще не знают свой диагноз. Допустим, человек лежал в больнице, у него взяли анализы на ВИЧ-инфекцию, но по каким-то причинам не успели сказать результаты, и он выписался. Разные были нюансы, и более опытные регионы делились опытом с теми, кто эту работу еще не делал.

Еще в этом документе есть информация про важность взаимодействия с другими организациями. Если у клиента не удовлетворены базовые потребности в еде и жилье, то лечение уходит на задний план. Если он употребляет алкоголь или наркотики, то его зависимость стоит на первом месте. Поэтому очень важно взаимодействовать с НКО или государственными учреждениями, которые оказывают социальную и медицинскую помощь, чтобы перенаправлять к ним клиента по его запросу. Эти ресурсы также учитываются в алгоритмах поиска и помощи, описанных в методике.

Ценность этого документа именно в том, что он построен на опыте пяти разных организаций, и все схемы и алгоритмы уже опробованы».

Скачать «Методические рекомендации по поиску и сопровождению людей, живущих с ВИЧ, потерянных из диспансерного наблюдения» можно здесь.

Вы старше 18 лет? Информация на данном сайте предназначена для людей, которым исполнилось 18 лет. Пожалуйста, подтвердите, что вам 18 лет или больше.