«Наши клиенты – слабовидящие, парализованные, одинокие…»: как работает доставка АРВТ в четырех городах реализации проекта КАСКАД 

Доставка АРВТ маломобильным пациентам изначально была волонтерской инициативой, но со временем стала необходимым компонентом программы профилактики.


«Мы не проводили мониторинг, – говорит Владимир Маяновский, руководитель социально-информационного центра «Мост», – но знаем от коллег, что сопровождением и развозом терапии занимаются во многих регионах России. По-хорошему, если мы хотим добиться амбициозной цели 95-95-95, то этой услугой надо покрыть всю страну».

В Москве доставкой АРВ-препаратов на дом занимались уже много лет, а с началом проекта КАСКАД активисты начали доставлять одиноких маломобильных пациентов до места лечения, госпитализации или сдачи анализов и обратно.

«Как правило, это – инвалиды 1 и 2 групп, а также люди, которые попали в сложную жизненную ситуацию, – говорит Владимир Маяновский. – Среди них много слабовидящих, много тех, кто с трудом ходит, есть полностью лежачие. Эти люди у нас на постоянных договорах и выпадают из программы, только если они переехали или скончались».

На такое сопровождение люди попадают по-разному. Некоторые сами ищут контакты организации или узнают о проекте по «сарафанному радио». Но в основном информация о таких пациентах приходит от врачей СПИД-Центра. Поэтому самое главное в этой работе – чтобы она шла в плотном сотрудничестве с медицинским учреждением.

«На каждого маломобильного клиента мы делаем два документа, – продолжает Маяновский. – Во-первых, это договор о социальном сопровождении, где прописываются все услуги, которые мы ему оказываем. Второй документ – доверенность, которая вкладывается в карту лечащему врачу. В доверенности прописано, что пациент доверяет нам брать справки, получать рецепты и отвозить препараты.

Доставка АРВТ – очень важный вид сервиса, который помогает людям, не способным посещать лечебные учреждения и быть на 100% приверженными лечению. Но бывают случаи, когда эта услуга нужна на время. Например, человек заболел, сломал ногу, а препараты кончились. Особенно часто это встречалось во время ковида: в карантин у нас все ребята с утра до вечера ездили и развозили терапию. Доставка также часто нужна мамам с двумя-тремя детьми, у которых нет возможности оставить детей с другим взрослым. Вот такие случаи у нас тоже есть, но тут мы заключаем не договор на сопровождение, а договор на оказание социальной услуги».

Иногда возникает вопрос: а не подменяет ли такая деятельность работу соцслужбы? Владимир считает, что нет, хотя бы потому что это позволяет не раскрывать диагноз соцработнику, который приносит пенсию и продукты.

«Сложнее всего, конечно, с маломобильными клиентами, которые живут очень далеко. И было бы здорово внедрить программу, чтобы возить медицинского работника по адресам, а не доставлять людей в СПИД-Центр. Так можно охватить больше клиентов, да и самим людям долгая дорога может причинять ненужные страдания».

Проект по доставке терапии и работе с маломобильными пациентами есть в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону и в Челябинской области. И везде есть свои особенности. Например, в Челябинской области много клиентов находятся в наркологических реабилитационных центрах. В Ростовской области приходится ездить на огромные расстояния. А в мобильную бригаду в Санкт-Петербурге уже входит врач-инфекционист.

«Проекты по доставке терапии маломобильным клиентам – это очень важно, – говорит Олеся Козлова, специалист по медико-социальному сопровождению челябинского БФ «Источник надежды». – Вот у нас сейчас в Центре-СПИД закрылся паллиативный отдел, и развоз лекарств врачами приостановлен. Поэтому моя работа, работа НКО в такой ситуации становится совершенно необходимой.

В чем наша особенность: в Челябинской области находится много реабилитационных центров, куда приезжают люди из разных регионов. Я прикрепляю их к нашему Центру СПИД и потом привожу терапию, потому что вывозить их в город нежелательно. А сотрудники ребцентров привозить таблетки точно не будут. И вот таких клиентов у меня иногда бывает очень много!

А в основном я работаю с людьми, которые физически ограничены в передвижениях – например, есть клиент после инсульта. Есть женщина с трофическими язвами. Машина у нас одна, я на ней и терапию развожу, и пациентов доставляю в больницу. Не вожу только тех, кого я на себе не смогу перетащить, но такие, как правило, находятся в больницах. Один клиент у меня вообще неподвижный, в нейрохирургии лежит. Сейчас ему терапию назначат, буду и ему возить, потому что медики в больницах этим тоже не занимаются. Так что НКО в вопросе обеспечения терапией – необходимый связующий элемент».

В Санкт-Петербурге, в отличии от других регионов, сначала оформился проект по работе с маломобильными людьми.

«Мы в «Гуманитарном Действии» уже давно развозили терапию на волонтерских началах, но как-то поначалу не особо это фиксировали, – говорит Дарья Антонова, координатор по работе с консорциумами проекта КАСКАД. – Кроме того, мы поняли, что в городе очень много маломобильных ЛЖВ с поздними стадиями ВИЧ, которые не способны передвигаться самостоятельно или передвигаются с большим трудом, и в связи с этим не могут ездить в СПИД-Центр, в том числе и за терапией. Поэтому в 2018 году мы создали для них мобильную бригаду. Как правило, наши клиенты это наркопотребители, в основном мужчины за 45 лет, которые живут с престарелыми матерями. Сейчас в мобильную бригаду входят социальный работник и психолог от «ГД», а также врач-инфекционист и медсестра Центра-СПИД. То есть все делается в партнерстве с городским Центром СПИД.

Бригада выезжает по адресу, человека осматривает врач, если нужно, то делает назначения, выписывает рецепт, а медсестра берет анализы. Социальный работник и психолог консультируют. Психолог вообще доступен онлайн по телефону, и зачастую его помощь нужна родственникам, которые ухаживают за человеком.

Социальный работник получает терапию и развозит ее по адресам. Этот компонент очень развился с началом пандемии и теперь встроен в систему. У нас есть даже соцработник, сотрудник наркологической больницы – он доставляет лекарства пациентам, которые находятся там на лечении.

То есть, потребность в доставке есть, маломобильных людей очень много, нашей бригады не хватает на весь город. И безусловно, было бы очень важно, если бы этот компонент был в сервисном пакете проекта КАСКАД».

Вы старше 18 лет? Информация на данном сайте предназначена для людей, которым исполнилось 18 лет. Пожалуйста, подтвердите, что вам 18 лет или больше.