Проблеме «новых» психоактивных веществ уже не меньше десяти лет. Тем не менее, за это время в России так и не сложилась действенная система медицинской помощи и профилактики ВИЧ для потребителей НПАВ. И тем ценнее, когда со своими предложениями выходят активисты из ключевых групп.
Участник Форума ЛУН Жан-Мари Макайя начал реализовывать свой проект помощи потребителям НПАВ.
Потому что пришла новая эпоха — как потребления, так и подходов к лечению и профилактике ВИЧ.
Жан-мари макайя
Жан-Мари говорит, что он давно хотел что-то делать в этом направлении и для этого вступил в Форум ЛУН.
«У меня есть, скажем так, довольно сильный опыт знакомства с НПАВ, и на сегодняшний день я вижу в этом свое преимущество. Я, как никто другой, знаю потребности этой категории людей и сложности, с которыми они сталкиваются, и думаю, что смогу предложить новые подходы в помощи».
Жан-Мари прошел несколько тренингов, побывал на очной встрече, познакомился с другими программами «КАСКАДа» и очень вдохновился тем фактом, что наркопотребителям можно помогать, не дожидаясь, когда они перестанут употреблять. В том числе — оказывать им услуги профилактики как ВИЧ, так и ментального здоровья.
«Но по сравнению с тем, что было 20 лет назад, сегодня условия для удержания себя в трезвости совершенно другие, — говорит активист. — Человеку на опиатах намного легче остановиться и восстановиться. У него первичный реабилитационный период — прохождение абстинентного синдрома, то есть период острой тяги — не такой длинный.
Грубо говоря, месяц-полтора, и человек при некоторой мотивации готов воспринимать информацию для дальнейшей ресоциализации и решения вопросов здоровья. У него, конечно, есть изменения личности, но не на таком критичном уровне, как у тех, кто употребляет НПАВ.
А у потребителей “новых” ПАВ всё длится дольше и тяжелее. Период, за который можно прийти в себя, чтобы прекратилась психическая тяга, визуализация своего потребления, длится и три, и четыре месяца, человек не может отпустить это из головы. Он остается трезвым, но ему прямо-таки тяжело-тяжело. И чтобы довести его до того же СПИД-Центра, надо потратить очень много времени. Но человек может этого просто не вынести и вернуться к употреблению».
Именно поэтому, считает Жан-Мари, нужны новые методы работы с потребителем НПАВ, который хочет «завязать». У такого человека нет навыков, чтобы сразу выйти в социум и что-то делать. Тем более, что зачастую потребители НПАВ сталкиваются с развитием психических заболеваний: пограничное расстройство личности, тревожность, психозы, психопатия.
Им нужна очень сильная поддержка, и она должна быть комплексной. Понадобится помощь разных специалистов: равных консультантов, психиатров, соцработников. И такая комплексная работа должна длиться не меньше полугода, чтобы люди могли стабилизироваться, удержаться в трезвости и затем уже выходить в социум.
«Есть ребята, которые употребляли такие вещества восемь лет подряд, начиная с 13 лет. И вот ему 20-21, он очнулся, и можно представить, что за уровень развития у человека. Это по сути ребенок в 21 год. Он в принципе не знает, что в жизни происходит. У него страхи, паранойи, в 99% случаев это двойной диагноз: наркозависимость и психиатрия.
жан-мари макайя
«Плюс сопутствующие гепатит, ВИЧ, тромбофлебиты. У таких людей нет стабильности, нет мотивации, это очень уязвимая группа. И я подумал, что у нас очень мало чего для них делается. Да, есть вариант уличной профилактической работы, но нет поддержки человека в трезвости, чтобы он просто дожил до того момента, когда сможет заняться своими проблемами».
Жан-Мари объясняет, что, к сожалению, государственная наркология пока не может оказать качественные услуги лечения потребителям НПАВ. Но и группы АН в данном случае тоже мало помогут. Выход — в создании сообщества, нацеленного на нужды исключительно потребителей новых ПАВ.
«Вот так в рамках Форума появился мой личный проект — инфоресурс в Телеграм-канале, в котором будут размещаться вебинары, лекции дружественных специалистов, игровые тренинги. Это будут разного рода активности, которые помогут людям пережить первый отрезок от трех до шести месяцев, чтобы они начали понимать: куда идти сдать анализы, куда идти за психологической помощью, как восстановить документы и найти жилье, потому что чаще всего они это всё теряют в процессе употребления.
А в ближайшее время в Санкт-Петербурге откроется очная группа. Это будет круг людей, где они смогут делиться личным опытом и навыками. Но там будут и равные консультанты, и специалисты по психическому здоровью, и спикеры с опытом употребления, и даже лайф-коучи, которые помогут обрести мотивацию.
То есть это будет попытка со всех фронтов помочь человеку, поддержать его во всех сферах. И я очень надеюсь, что это поможет снизить процент смертности в этой группе людей и увеличить долю тех, кто дойдет до СПИД-Центра и сохранит себе жизнь».