Иван Жаворонков — равный консультант и социальный работник АНО «Равные» из Екатеринбурга — по совместительству является участником Форума ЛУН. Недавно он принял участие в проекте Форума, посвященном взаимодействию с УФСИН и правоохранительными органами.
По завершении проекта Иван вернулся к своей основной деятельности — сегодня он рассказал о ней и об особом случае из практики работы с ЛУН.
«Елена обратилась ко мне в связи с возбуждением в отношении нее уголовного дела по статье 228 УК РФ. Она говорила, что хочет бросить употребление и не хочет в тюрьму, поэтому ей нужна помощь. Также выяснилось, что Елена живет с ВИЧ — она нуждалась в поддержке по началу лечения.
Включился в работу сразу — мы с ней заключили договор о социальном сопровождении, разработали план действий. Начали вместе собирать необходимые документы, характеристики для суда, затем Елена встала на наркологический учет. Посетила психолога, собиралась в реабилитационный центр, и его сотрудники дали письменное согласие.
На суде я выступал в качестве свидетеля защиты. Судья активно интересовалась: будем ли мы дальше помогать Елене, если наказание будет условным, не связанным с лишением свободы? Я выразил готовность в дальнейшем помогать: содействовать в прохождении реабилитации, социальной адаптации, налаживанию социальных и семейных связей. Упомянул о сотрудничестве с уголовно-исправительной инспекцией.
Суд назначил Елене год исправительных работ с обязательным прохождением лечения от наркозависимости. Она встала на учет в уголовно-исправительную инспекцию. Прошла детоксикацию в наркологической больнице.
Правда, это было не в первый и не в последний раз: за год она лечилась несколько раз, потому что она начинала употреблять после небольших перерывов. Вместе с употреблением возвращалось нежелательное поведение, отказ от приема АРВТ.
Лена употребляет давно и относится к той категории наших подопечных, которые годами находятся на социальном сопровождении по различным вопросам. Полностью отказываться от употребления они не готовы, а если и происходит ремиссия, то на короткое время. Замотивировать ее на прохождение реабилитации до сих пор не получилось. Возможно, у нее был негативный опыт — отсюда упорное нежелание.
Мы продолжаем работать с ней. Я считаю, что любой человек имеет шанс прекратить употреблять. Верю, что наступит день, когда она созреет для реабилитации. Чем больше будет бесплатных программ, позволяющих человеку успешно социализироваться и адаптироваться в обществе, тем больше людей смогут вернуться к полноценной жизни. Это могут быть группы самопомощи, 12-шаговые программы, конфессиональные и светские реабилитационные центры — любые виды, лишь бы помогало начать выздоравливать.
С одной стороны, может показаться, что свобода для Елены — недостаточная мотивация для того, чтобы перестать употреблять. Ведь она срывается. С другой, я знаю случаи, когда тюрьма вредит людям. В местах заключения нет возможности пройти полноценную реабилитацию, а кроме того, после заключения еще труднее вернуться к нормальной жизни. Однако если рядом с ней будут соцработники, можно сохранить ее жизнь и здоровье.
Готовность к отказу от наркотиков может появиться в любой момент. Мы должны быть рядом, для того чтобы подставить человеку свое плечо, помочь сделать первые шаги на пути к изменению своей жизни».